ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №4

МЕНЮ

ФГОС 5-9

14
сентября
2015

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ

В 6 КЛАССЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ

В 2015-2016 учебном году планируется введение предмета «Биология» одновременно в 5 и 6 классах образовательных организаций Нижегородской области.

В 5 классах изучение предмета «Биология» предусматривается по программам и учебникам, соответствующим требованиям ФГОС ООО и включенным в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее – Федеральный перечень) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253).

В 6 классах, не перешедших на ФГОС ООО, в 2015-2016 учебном году изучение предмета «Биология» предусматривается в соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных организаций РФ, реализующих программы общего образования, утвержденным приказом Министерства РФ №1312 от 9 марта 2004 года и приказом министерства образования Нижегородской области от 31 июля 2013 года № 1830 «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года». Иными словами, преподавание биологии в 6 классах должно осуществляться по программам, составленными в соответствии с ФК ГОС 2004 г., и учебникам, изданным и закупленным до утвержденного вышеуказанного Федерального перечня (см. Таблицу 1).

О праве образовательной организации использовать в 6 классах ранее приобретенные учебники свидетельствует Письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 N 08-548 "О федеральном перечне учебников", в котором, в частности, отмечается: «организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу Приказа № 253 учебники из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067. Таким образом, если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу Приказа».

Исходя из вышеизложенного, работникам органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов, рекомендуется проанализировать состояние библиотечных фондов в школах с целью определения количества учебников по биологии для 6 классов и – по необходимости – последующего взаимообмена недостающих учебников между образовательными организациями.

Однако в ряде образовательных организаций Нижегородской области в 2015-2016 учебном году биологию в 6 классах планируется преподавать по программам, составленным в соответствии с ФК ГОС 2004 г., но по учебникам, подготовленным в логике ФГОС и предполагающим второй год изучения предмета. Связано это с тем, чтопри отсутствии учебной литературы по предмету закупка новых учебников по биологии на 2015-2016 учебный год для 6 классов осуществлялась в соответствии с новым Федеральным перечнем (См. табл.1).

Авторы

Предмет

Класс

Издательство

Электронная ссылка

1

Пасечник В.В.,

Биология.

6

ДРОФА

http://www.drofa.ru/41/

2

Сонин Н.И., Сонина В.И,

Биология

6

ДРОФА

http://www.drofa.ru/43/

3

Пономарёва И.Н., Корнилова О. А., Кучменко B.C. / Под ред.Пономарёвой И.Н.

Биология. 6 класс

6

Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

http://vgf.ru/bioP

4

Сивоглазов В.И.

Биология

6

ДРОФА

http://www.drofa.ru/125/

5

Сонин Н.И.

Биология

6

ДРОФА

http://www.drofa.ru/44/

6

Сухова Т.С., Дмитриева Т.А.

Биология. 6 класс

6

Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

http://vgf.ru/bio2

7

Исаева Т. А., Романова Н. И.

Биология. 6 класс

6

Русское слово

http://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/shop/catalog/knigi/419/1137/

Рекомендуемые Федеральным перечнем (табл. 1) для 6 классов учебники по биологии структурно и тематически отличаются от содержания составленных в соответствии с ГОС 2004 г. учебных программ по биологии для 6 классов, которыми обязаны руководствоваться педагоги в образовательной практике.

В связи с этим педагогам, которым предстоит в 6 классах организовать изучение пропедевтического курса «Биология» по программам, соответствующим ГОС 2004 г., но с использованием учебников, разработанных в логике ФГОС ООО ипредполагающих второй год изучения предмета, предлагается:

1.скорректировать учебно-тематическое планирование, согласовав содержание учебной программы, соответствующей ГОС 2004 г., с содержанием учебников Федерального перечня, планируемых к использованию по предмету.

2. При составлении учебно-тематического планирования необходимо:

2.1. выявить те разделы и темы, которые синхронно представлены в программах и учебниках по биологии 6 класса;

2.2. учитывать используемый в школьном курсе биологии концентрический принцип изложения учебного материала, что предусматривает периодическое возвращение к уже известным темам для более глубокого их изучения;

2.3. определить темы, изучение которых можно предложить в относительно сокращенном варианте, а освобожденные часы перераспределить для изучения более актуальных и обязательных тем учебной программы.

3.Составить дополнительный список учебно-методической литературы по темам, которые планируется использовать в учебной деятельности.

4. При изучении программного материала широко использовать современные формы и приемы, методики и технологии обучения, основанные на деятельностном подходе, с целью усвоения тех урочных тем, которые отсутствуют в учебнике. Важные положения таких урочных тем должны быть представлены в рабочих тетрадях учащихся.

5. Особое внимание уделить практике подготовки и представления учебных проектов, тематика которых не представлена в учебниках.

7. Предложить учащимся для самостоятельного изучения ряд урочных тем, которые представлены в учебнике и не являются для них сложными (с обязательной проверкой знаний) с целью перераспределения часов на ту часть программного материала, который отсутствует в учебнике, но требует особого внимания.

8. Рекомендовать учащимся дополнительные учебные ресурсы для усвоения программного материала (книжные издания, учебные фильмы, интернет).

14
сентября
2015

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 6 КЛАССЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ

В 2015-2016 учебном году планируется введение предмета «Обществознание» одновременно в 5 и 6 классах образовательных организаций Нижегородской области.

В 5 классах изучение предмета «Обществознание» предусматривается по программам и учебникам, соответствующим требованиям ФГОС ООО и включенным в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее – Федеральный перечень) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253).

В 6 классах, не перешедших на ФГОС ООО, в 2015-2016 учебном году изучение предмета «Обществознание» предусматривается в соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных организаций РФ, реализующих программы общего образования, утвержденным приказом Министерства РФ №1312 от 9 марта 2004 года и приказом министерства образования Нижегородской области от 31 июля 2013 года № 1830 «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года». Иными словами, преподавание обществознания в 6 классах должно осуществляться по программам, составленными в соответствии с ФК ГОС 2004 г., и учебникам, изданным и закупленным до утвержденного вышеуказанного Федерального перечня.

О праве образовательной организации использовать в 6 классах ранее приобретенные учебники свидетельствует Письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 N 08-548 "О федеральном перечне учебников", в котором, в частности, отмечается: «организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу Приказа № 253 учебники из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067. Таким образом, если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу Приказа».

Исходя из вышеизложенного, работникам органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов, рекомендуется проанализировать состояние библиотечных фондов в школах с целью определения количества учебников по обществознанию для 6 классов и – по необходимости – последующего взаимообмена недостающих учебников между образовательными организациями.

Однако в ряде образовательных организаций Нижегородской области в 2015-2016 учебном году обществознание в 6 классах планируется преподавать по программам, составленным в соответствии с ФК ГОС 2004 г., но по учебникам, подготовленным в логике ФГОС и предполагающим второй год изучения предмета. Связано это с тем, чтопри отсутствии учебной литературы по предмету закупка новых учебников по обществознанию на 2015-2016 учебный год для 6 классов осуществлялась в соответствии с новым Федеральным перечнем (См. табл.1).

Табл.1. Федеральный перечень учебников по обществознанию. 6 класс(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253).

Авторы

Предмет

Класс

Издательство

Электронная ссылка

1

Виноградова Н.Ф., Городецкая НИ, Иванова Л.Ф. и др. / Под ред.

Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.

Обществознание

6

Просвещение

www.prosv.ru/umk/5-9

2

Королькова Е.С.

Обществознание

6

«Академкнига/Учебник»

http://www.akademkniga.ru/catalo

g/16/2136/

3

Никитин А.Ф., Никитина Т.И.

Обществознание

6

ДРОФА

http: //www. drofa. ru/3 6/

4

Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А.

Обществознание.

6

ВЕНТАНА-ГРАФ

http://www.vgf.ru/obshB

Рекомендуемые Федеральным перечнем (табл. 1) для 6 классов учебники по обществознанию структурно и тематически отличаются от содержания составленных в соответствии с ГОС 2004 г. учебных программ по обществознанию для 6 классов, которыми обязаны руководствоваться педагоги в образовательной практике.

В связи с этим педагогам, которым предстоит в 6 классах организовать изучение пропедевтического курса «Обществознание» по программам, соответствующим ГОС 2004 г., но с использованием учебников, разработанных в логике ФГОС ООО ипредполагающих второй год изучения предмета, предлагается:

1.скорректировать учебно-тематическое планирование, согласовав содержание учебной программы, соответствующей ГОС 2004 г., с содержанием учебников Федерального перечня, планируемых к использованию по предмету.

2. При составлении учебно-тематического планирования необходимо:

2.1. выявить те разделы и темы, которые синхронно представлены в программах и учебниках по обществознанию 6 класса;

2.2. учитывать используемый в школьном курсе обществознания концентрический принцип изложения учебного материала, что предусматривает периодическое возвращение к уже известным темам для более глубокого их изучения;

2.3. определить темы, изучение которых можно предложить в относительно сокращенном варианте, а освобожденные часы перераспределить для изучения более актуальных и обязательных тем учебной программы.

3.Составить дополнительный список учебно-методической литературы по темам, которые планируется использовать в учебной деятельности.

4. При изучении программного материала широко использовать современные формы и приемы, методики и технологии обучения, основанные на деятельностном подходе, с целью усвоения тех урочных тем, которые отсутствуют в учебнике. Важные положения таких урочных тем должны быть представлены в рабочих тетрадях учащихся.

5. Особое внимание уделить практике подготовки и представления учебных проектов, тематика которых не представлена в учебниках.

7. Предложить учащимся для самостоятельного изучения ряд урочных тем, которые представлены в учебнике и не являются для них сложными (с обязательной проверкой знаний) с целью перераспределения часов на ту часть программного материала, который отсутствует в учебнике, но требует особого внимания.

8. Рекомендовать учащимся дополнительные учебные ресурсы для усвоения программного материала (книжные издания, учебные фильмы, интернет).

14
сентября
2015

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ

В 2015-2016 учебном году планируется введение предмета «География» одновременно в 5 и 6 классах образовательных организаций Нижегородской области.

В 5 классах изучение предмета «География» предусматривается по программам и учебникам, соответствующим требованиям ФГОС ООО и включенным в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее – Федеральный перечень) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253).

В 6 классах, не перешедших на ФГОС ООО, в 2015-2016 учебном году изучение предмета «География» предусматривается в соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных организаций РФ, реализующих программы общего образования, утвержденным приказом Министерства РФ №1312 от 9 марта 2004 года и приказом министерства образования Нижегородской области от 31 июля 2013 года № 1830 «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года». Иными словами, преподавание обществознания в 6 классах должно осуществляться по программам, составленными в соответствии с ФК ГОС 2004 г., и учебникам, изданным и закупленным до утвержденного вышеуказанного Федерального перечня.

О праве образовательной организации использовать в 6 классах ранее приобретенные учебники свидетельствует Письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 N 08-548 "О федеральном перечне учебников", в котором, в частности, отмечается: «организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу Приказа № 253 учебники из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067. Таким образом, если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу Приказа».

Исходя из вышеизложенного, работникам органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов, рекомендуется проанализировать состояние библиотечных фондов в школах с целью определения количества учебников по географии для 6 классов и – по необходимости – последующего взаимообмена недостающих учебников между образовательными организациями.

Однако в ряде образовательных организаций Нижегородской области в 2015-2016 учебном году географию в 6 классах планируется преподавать по программам, составленным в соответствии с ФК ГОС 2004 г., но по учебникам, подготовленным в логике ФГОС и предполагающим второй год изучения предмета. Связано это с тем, чтопри отсутствии учебной литературы по предмету закупка новых учебников по географии на 2015-2016 учебный год для 6 классов осуществлялась в соответствии с новым Федеральным перечнем (См. табл.1).

Табл.1. Учебники географии 6 класс. «Федеральный перечень учебников» на 2014/2017 гг. приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31 марта 2014 года.

п/п

Номер

учебника в ФП

Название

Авторы

Класс

Издательство

1

1.2.2.4.3.2

География

ДомогацкихЕ. М., Алексеевский Н. И.

6

«Русское слово»

2

1.2.2.4.6.2

География. Начальный курс

Летягин А.А. / Под ред. Дронова В.П.

6

«Вентана -Граф»

3

1.2.2.4.2.2

География

Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.

6

«Дрофа»

Рекомендуемые Федеральным перечнем (табл. 1) для 6 классов учебники по географии структурно и тематически отличаются от содержания составленных в соответствии с ГОС 2004 г. учебных программ по географии для 6 классов, которыми обязаны руководствоваться педагоги в образовательной практике.

В связи с этим педагогам, которым предстоит в 6 классах организовать изучение пропедевтического курса «География» по программам, соответствующим ГОС 2004 г., но с использованием учебников, разработанных в логике ФГОС ООО ипредполагающих второй год изучения предмета, предлагается:

1.скорректировать учебно-тематическое планирование, согласовав содержание учебной программы, соответствующей ГОС 2004 г., с содержанием учебников Федерального перечня, планируемых к использованию по предмету.

2. При составлении учебно-тематического планирования необходимо:

2.1. выявить те разделы и темы, которые синхронно представлены в программах и учебниках по географии 6 класса;

2.2. учитывать используемый в школьном курсе географии концентрический принцип изложения учебного материала, что предусматривает периодическое возвращение к уже известным темам для более глубокого их изучения;

2.3. определить темы, изучение которых можно предложить в относительно сокращенном варианте, а освобожденные часы перераспределить для изучения более актуальных и обязательных тем учебной программы.

3.Составить дополнительный список учебно-методической литературы по темам, которые планируется использовать в учебной деятельности.

4. При изучении программного материала широко использовать современные формы и приемы, методики и технологии обучения, основанные на деятельностном подходе, с целью усвоения тех урочных тем, которые отсутствуют в учебнике. Важные положения таких урочных тем должны быть представлены в рабочих тетрадях учащихся.

5. Особое внимание уделить практике подготовки и представления учебных проектов, тематика которых не представлена в учебниках.

7. Предложить учащимся для самостоятельного изучения ряд урочных тем, которые представлены в учебнике и не являются для них сложными (с обязательной проверкой знаний) с целью перераспределения часов на ту часть программного материала, который отсутствует в учебнике, но требует особого внимания.

8. Рекомендовать учащимся дополнительные учебные ресурсы для усвоения программного материала (книжные издания, учебные фильмы, интернет).

© 2024. МБОУ СШ №4 г. Выкса.