МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ
В 2015-2016 учебном году планируется введение предмета «География» одновременно в 5 и 6 классах образовательных организаций Нижегородской области.
В 5 классах изучение предмета «География» предусматривается по программам и учебникам, соответствующим требованиям ФГОС ООО и включенным в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее – Федеральный перечень) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253).
В 6 классах, не перешедших на ФГОС ООО, в 2015-2016 учебном году изучение предмета «География» предусматривается в соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных организаций РФ, реализующих программы общего образования, утвержденным приказом Министерства РФ №1312 от 9 марта 2004 года и приказом министерства образования Нижегородской области от 31 июля 2013 года № 1830 «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года». Иными словами, преподавание обществознания в 6 классах должно осуществляться по программам, составленными в соответствии с ФК ГОС 2004 г., и учебникам, изданным и закупленным до утвержденного вышеуказанного Федерального перечня.
О праве образовательной организации использовать в 6 классах ранее приобретенные учебники свидетельствует Письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 N 08-548 "О федеральном перечне учебников", в котором, в частности, отмечается: «организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу Приказа № 253 учебники из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067. Таким образом, если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу Приказа».
Исходя из вышеизложенного, работникам органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов, рекомендуется проанализировать состояние библиотечных фондов в школах с целью определения количества учебников по географии для 6 классов и – по необходимости – последующего взаимообмена недостающих учебников между образовательными организациями.
Однако в ряде образовательных организаций Нижегородской области в 2015-2016 учебном году географию в 6 классах планируется преподавать по программам, составленным в соответствии с ФК ГОС 2004 г., но по учебникам, подготовленным в логике ФГОС и предполагающим второй год изучения предмета. Связано это с тем, чтопри отсутствии учебной литературы по предмету закупка новых учебников по географии на 2015-2016 учебный год для 6 классов осуществлялась в соответствии с новым Федеральным перечнем (См. табл.1).
Табл.1. Учебники географии 6 класс. «Федеральный перечень учебников» на 2014/2017 гг. приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31 марта 2014 года.
№ п/п |
Номер учебника в ФП |
Название |
Авторы |
Класс |
Издательство |
1 |
1.2.2.4.3.2 |
География |
ДомогацкихЕ. М., Алексеевский Н. И. |
6 |
|
2 |
1.2.2.4.6.2 |
География. Начальный курс |
Летягин А.А. / Под ред. Дронова В.П. |
6 |
|
3 |
1.2.2.4.2.2 |
География |
Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. |
6 |
Рекомендуемые Федеральным перечнем (табл. 1) для 6 классов учебники по географии структурно и тематически отличаются от содержания составленных в соответствии с ГОС 2004 г. учебных программ по географии для 6 классов, которыми обязаны руководствоваться педагоги в образовательной практике.
В связи с этим педагогам, которым предстоит в 6 классах организовать изучение пропедевтического курса «География» по программам, соответствующим ГОС 2004 г., но с использованием учебников, разработанных в логике ФГОС ООО ипредполагающих второй год изучения предмета, предлагается:
1.скорректировать учебно-тематическое планирование, согласовав содержание учебной программы, соответствующей ГОС 2004 г., с содержанием учебников Федерального перечня, планируемых к использованию по предмету.
2. При составлении учебно-тематического планирования необходимо:
2.1. выявить те разделы и темы, которые синхронно представлены в программах и учебниках по географии 6 класса;
2.2. учитывать используемый в школьном курсе географии концентрический принцип изложения учебного материала, что предусматривает периодическое возвращение к уже известным темам для более глубокого их изучения;
2.3. определить темы, изучение которых можно предложить в относительно сокращенном варианте, а освобожденные часы перераспределить для изучения более актуальных и обязательных тем учебной программы.
3.Составить дополнительный список учебно-методической литературы по темам, которые планируется использовать в учебной деятельности.
4. При изучении программного материала широко использовать современные формы и приемы, методики и технологии обучения, основанные на деятельностном подходе, с целью усвоения тех урочных тем, которые отсутствуют в учебнике. Важные положения таких урочных тем должны быть представлены в рабочих тетрадях учащихся.
5. Особое внимание уделить практике подготовки и представления учебных проектов, тематика которых не представлена в учебниках.
7. Предложить учащимся для самостоятельного изучения ряд урочных тем, которые представлены в учебнике и не являются для них сложными (с обязательной проверкой знаний) с целью перераспределения часов на ту часть программного материала, который отсутствует в учебнике, но требует особого внимания.
8. Рекомендовать учащимся дополнительные учебные ресурсы для усвоения программного материала (книжные издания, учебные фильмы, интернет).