Планируемые результаты формирования
УУД у обучающихся на ступени НОО
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД как основа умения учиться.
Результаты формирования личностных УУД
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
vвнутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
vвыраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
vустойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
vадекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
vположительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
vкомпетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
vморального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
vустановки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
vосознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
vэмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Результаты формирования регулятивных УУД
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
v в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
v преобразовывать практическую задачу в познавательную;
v проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
v самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
v осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
v самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Результаты формирования познавательных УУД
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
v осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
v записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
v создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
v осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
v осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
v осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
v осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
v строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
v произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Результаты формирования коммуникативных УУД
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
v учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
v учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
v понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
v аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
v продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
v с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
v задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
v осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
v адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
v адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Чтение. Работа с текстом(метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом:
поиск информации и понимание прочитанного.
Выпускник научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
v использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
v работать с несколькими источниками информации;
v сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом:
преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
v делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
v составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
v сопоставлять различные точки зрения;
v соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
v в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Планируемые результаты формирования УУД в 1 классе
в процессе преподавания предметов учебного плана
Предмет |
Перечень УУД |
Математика |
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления); различные приемы проверки правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правила установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата); геометрические образы для решения задачи. Объяснять (пояснять) ход решения задачи. Сравнивать: n числа по классам и разрядам; n разные способы вычислений, выбирать удобный; n геометрические фигуры. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Описывать явления и события с использованием чисел и величин. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических тел. Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи. Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера. Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур, преобразовывать модели. |
Русский язык |
Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове; текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно. Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку); по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении (н-м, р-л, с-ш и др.); звуки по заданному основанию; слова по типу орфограммы. Находить в стихотворении слова с заданным звуком; (из ряда предложенных) слова с заданными характеристиками (в том числе в дидактических играх); лишнее имя существительное (не имеющее какого-то из тех грамматических признаков, которыми обладают остальные слова в группе). Моделировать n звуковой состав слова (в том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки»); (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). Соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами; прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами; звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику; звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) работу (функции) гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного; (характеризовать) особенности гласных, согласных звуков; значение слова – давать развернутое его толкование; написания слов. Читать слоги с изменением буквы гласного, Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. Анализировать поэлементный состав букв; заданную схему состава слова и подбирать к ней слова; допущенные ошибки; успешность участия в диалоге; и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски. Сравнивать начертания заглавных и строчных букв; собственные буквы с предложенным образцом. Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква; правильность объединения слов в группу (уметь обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных: синоним в группе родственных слов или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов); правильность написания: письмо со знаками вопроса на месте сомнения; правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки; этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Выкладывать слова из разрезной азбуки. Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из трех-пяти слов со звуками в сильной позиции. Определять (находить) задуманное слово по его лексическому значению; звук по его характеристике. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением. Характеризовать (устно) звук. Оценивать n правильность предложенной характеристики звука, находить допущенные в ней ошибки; n собственный диктант. Наблюдать над использованием в повседневной жизни норм речевого этикета. |
Литературное чтение. |
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, мастеров художественного слова; отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Читать вслух слоги, слова, предложения; плавно читать целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся; выразительно читать литературные произведения, используя интонации, паузы; художественное произведение (его фрагменты) по ролям. Декламировать стихотворения. Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей. Инсценироватьхудожественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации. Передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты), мизансцены. Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?). Оценивать n свои эмоциональные реакции; n свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения. |
Окружающий мир. |
Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»; групповые наблюдения во время экскурсии по школе (учимся находить класс, свое место в классе и т.п.). Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (безопасное поведение на дороге). Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах; ситуации общения с людьми разного возраста, национальности; правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи; ситуации вызова экстренной помощи по телефону. Познакомиться с учителем и одноклассниками; с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками и обсудить их; с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран). Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятых людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. Работать с иллюстрированным материалом. Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом. Прослушивать гимн. Декламировать (петь) Гимн РФ. Оценивать различные ситуации поведения в школе и других. |
Планируемые результаты формирования УУД во 2 классе
в процессе преподавания предметов учебного плана
Предмет |
Перечень УУД |
Математика |
Наблюдать за изменением решения задач при изменении её условия. Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических тел. Находить геометрические величины (планировка, разметка). Сравнивать: n числа по классам и разрядам; n разные способы вычислений, выбирать удобный; геометрические фигуры. Описывать n явления и события с использованием чисел и величин; n свойства геометрических фигур. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Моделировать n ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения; n изученные арифметические зависимости. Прогнозировать результат вычисления. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления). Планировать решение задачи. Находить и выбирать способ решения текстовой задачи. Выбирать удобный способ решения задачи. Объяснять (пояснять)Использовать n различные приемы проверки правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правила установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата); n геометрические образы для решения задачи. Самостоятельно выбирать способ решения задачи. Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи. |
Русский язык. |
Группировать n слова по заданному принципу (с общим корнем, с одинаковыми приставками или суффиксами); n слова по месту орфограммы; слова по типу орфограммы. Находить n (из ряда предложенных) слова с заданными характеристиками (в том числе в дидактических играх); n в учебнике в процессе самостоятельной работы с толковым словариком значение слова, выписывать его; n основание для классификации слов (в игре «Догадайся, по какому признаку объединились в группы слова», при этом в качестве основания для группировки слов могут быть использованы различные признаки: по частям речи; n для имен существительных по родам, по числам, по склонениям; для глаголов по вопросам, по временам, по спряжениям); n лишнее имя существительное (не имеющее какого-то из тех грамматических признаков, которыми обладают остальные слова в группе). Моделировать n предложение (игра «Живые слова»). Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений; n предложения, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами. Соотносить n слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда имен существительных слово с заданными грамматическими характеристиками; n тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Подбирать максимальное количество родственных слов с опорой на словарь (в процессе парной, групповой работы и самостоятельно). Объяснять n значение слова – давать развернутое его толкование; n написания слов; n написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта. Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски. Контролировать n правильность объединения слов в группу (уметь обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных: синоним в группе родственных слов или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов); n правильность написания: письмо со знаками вопроса на месте сомнения; правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Определять n (находить) задуманное слово по его лексическому значению; n (узнавать) значение ранее неизвестных слов по толковому словарю (в процессе парной и групповой работы). Составлять словарь слов, в которых были допущены ошибки; план текста. Прогнозировать наличие определенных орфограмм: письмо с пропуском определенных орфограмм. Доказыватьнаписание слов, используя орфографический словарик учебника. |
Литературное чтение. |
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова; отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, отражать главную авторскую мысль; учебный текст: определять цель, Читать вслух предложения; плавно читать целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. текст с интонационным выделением знаков препинания; выразительно читать литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста; художественное произведение (его фрагменты) по ролям. Декламировать стихотворения. Пересказыватьтекст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения). Моделировать алгоритм выполнения учебного задания (отбирать необходимые средства для получения результата, выстраивать последовательность учебных действий). Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?). Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации. Передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты), мизансцены. Оценивать ход и результат выполнения задания. |
Окружающий мир. |
Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»; групповые наблюдения во время экскурсии по школе (учимся находить класс, свое место в классе и т.п.). Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (безопасное поведение на дороге). Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах; ситуации общения с людьми разного возраста, национальности; правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи; ситуации вызова экстренной помощи по телефону. Познакомиться с учителем и одноклассниками; с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками и обсудить их; с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран). Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятых людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. Работать с иллюстрированным материалом. Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом. Прослушивать гимн. Декламировать (петь) Гимн РФ. Оценивать различные ситуации поведения в школе и других. |
Планируемые результаты формирования УУД в 3 классе
в процессе преподавания предметов учебного плана
Предмет |
Перечень УУД |
Математика |
Наблюдать за изменением решения задач при изменении её условия. Разрешать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка). Сравнивать числа по классам и разрядам; разные способы вычислений, выбирать удобный. Создавать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Описывать явления и события с использованием чисел и величин. Моделировать n изученные арифметические зависимости; n изученные зависимости; n разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Использовать различные приемы проверки правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правила установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата). Находить и выбирать n способ решения текстовой задачи. Выбирать удобный способ решения задачи. n Самостоятельно выбирать способ решения задачи. n необходимую информацию в учебной и справочной литературе. Планировать решение задачи. Действоватьпо заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи. Объяснять (пояснять) ход решения задачи. Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера. Собирать, обобщать и представлять данные (работая в группе или самостоятельно). Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур, преобразовывать модели. |
Русский язык. |
Группировать n слова по заданному принципу (с общим корнем, с одинаковыми приставками или суффиксами); n слова по месту орфограммы; слова по типу орфограммы. Находить n (из ряда предложенных) слова с заданными характеристиками (в том числе в дидактических играх); n в учебнике в процессе самостоятельной работы с толковым словариком значение слова, выписывать его; n основание для классификации слов (в игре «Догадайся, по какому признаку объединились в группы слова», при этом в качестве основания для группировки слов могут быть использованы различные признаки: по частям речи; для имен существительных по родам, по числам, по склонениям; n для глаголов по вопросам, по временам, по спряжениям); n лишнее имя существительное (не имеющее какого-то из тех грамматических признаков, которыми обладают остальные слова в группе). Моделировать n предложение (игра «Живые слова»). Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений; n в ходе коллективной работы алгоритмы применения орфографических правил; n предложения, включая в них слова с непроверяемыми орфограммам; n в ходе коллективной работы алгоритмы применения орфографических правил; n правила участия в диалоге (умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор). n Соотносить n слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда имен существительных слово с заданными грамматическими характеристиками; n форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний имя существительное + имя прилагательное; n тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Подбирать максимальное количество имен прилагательных к заданному имени существительному. Объяснять значение слова – давать развернутое его толкование. Определяя состав слова приводить доказательства (в упражнениях и играх типа: «Докажи, что в слове … корень …», «Докажи, что в слове … нет приставки …», «Докажи, что записанные слова являются родственными»). Объяснять, n какое слово из ряда синонимов наиболее подходит для заполнения пропуска в предложении текста. Подбирать антонимы к заданным словам; n написания слов; n написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта. Анализировать n текст с установкой на поиск в нем родственных слов, слов с заданными приставками, суффиксами; n грамматические признаки заданного имени существительного (к какому ряду относится, изменяется по числам или нет, изменяется по падежам или нет); n деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений; n текст с точки зрения наличия в нем слов с определенной орфограммой; n уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога, накапливать опыт собственного использования речевых средств; n успешность участия в диалоге; n и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски. Списывать деформированный текст с его параллельной корректировкой. Определять n (находить) задуманное слово по его лексическому значению; n (узнавать) значение ранее неизвестных слов по толковому словарю (в процессе парной и групповой работы); n наличие изученных орфограмм в словах. Описыватьслучаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. n Оценивать n собственный диктант, анализировать допущенные ошибки, повторно писать диктант после проведенной работы над ошибками; n правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; n текст, находить в тексте смысловые ошибки. Составлять n словарь слов, в которых были допущены ошибки; n план текста. Обосновывать n написание слов с непроверяемыми орфограммами с помощью различных опор при запоминании слов; n целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения. Сочинять письма, поздравительные открытки. |
Литературное чтение. |
Характеризовать n особенности прослушанного художественного произведения: последовательность развития сюжета, описывать героев; n текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора; n книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Читать вслух n выразительно читать литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста; n художественное произведение (его фрагменты) по ролям. Декламироватьстихотворения. Сравнивать n тексты (учебный, художественный, научно-популярный): определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства; n произведения разных жанров. Объяснять n выбор автором заглавия произведения; n заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса. Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Пересказывать текст художественного произведения: n подробно (с учетом всех сюжетных линий); n кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); n выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения). Выбрать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку); объяснять назначение каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?). Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), отбирать выразительные средства языка. Определять n определять жанр, n тему своего будущего письменного высказывания (о чем я бы хотел сказать); n тип высказывания (текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание), отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Оценивать n сравнивать свои ответы с ответами одноклассников; n свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения. |
Окружающий мир. |
Пересказывать своими словами часть текста учебника и обсуждать его (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры). Описывать n внешний вид, n характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Характеризовать n особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности); n свойства воздуха; n свойства воды, круговорота воды в природе; n свойства изученных полезных ископаемых; n (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности). n условия, необходимые для жизни растений; n круговорот веществ как пример единства живого и неживого; n природные сообщества (на примере леса, луга, водоема); n влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности); n формы земной поверхности и водоемов своей местности (в ходе экскурсий и наблюдений). Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края. Группировать (классифицировать) n объекты природы по признакам: домашние – дикие животные; культурные – дикорастущие растения; n объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Анализировать n примеры использования человеком богатств природы; n влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Приводить примеры n веществ и описывать их; n зависимости удовлетворения потребностей людей от природы; n заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных; n примеры культуры общения во взаимоотношениях людей; Наблюдать n объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности; n простейшие опыты по изучению свойств воздуха; n погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние; n простейшие опыты по изучению свойств воды; n простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Измерятьтемпературу воздуха, воды с помощью термометра. Определять части цветкового растения. Сравнивать и различать n деревья, кустарники и травы; n дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности); n день и ночь, времена года; n разные формы водоемов. Рассказывать n о роли растений в природе и жизни людей. n о роли грибов в природе и жизни людей. n о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). n по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села). Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения; n о праздничных днях России на основе бесед с родными и близкими, дополнительных источников информации. Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа). Извлекать n (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения; n (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Объяснять n влияние человека на природу изучаемых природных зон; n основные правила обращения с газом, электричеством, водой; n основные изображения Государственного герба России, узнавать его среди гербов других стран. Описывать элементы герба Москвы; n (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года. Находить n на физической карте России равнины и горы и определять их названия; n на физической карте России разные водоемы и определять их названия; n на карте России родной регион; n дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств; n сведения в справочной и дополнительной литературе. Обсуждать n особенности 2-3 стран мира; n в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни; n в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края). Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества. Работать n с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственные границы; n с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей Москвы; n с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков. Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоемах, в школе. Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье. Участвовать в практической работе с картой: определять местонахождение Москвы и других крупнейших городов (2-3) на карте России. в практической работе с картой (показывать места исторических событий), с «лентой времени» (определять последовательность исторических событий), изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов – одежда, макеты памятников архитектуры и др. |
Планируемые результаты формирования УУД в 4 классе
в процессе преподавания предметов учебного плана
Предмет |
Перечень УУД |
Математика |
Сравнивать числа по классам и разрядам; разные способы вычислений, выбирать удобный. Создаватьситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Описывать n явления и события с использованием чисел и величин; n свойства геометрических фигур. Моделировать n ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения; n изученные арифметические зависимости; изученные зависимости; n разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Прогнозировать результат вычисления. Использовать различные приемы проверки правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правила установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата). Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия. Находить и выбирать способ решения текстовой задачи. Выбирать удобный способ решения задачи. Самостоятельно выбирать способ решения задачи. Находить геометрическую величину разными способами; необходимую информацию в учебной и справочной литературе. Планировать решение задачи. Действоватьпо заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи. Объяснять(пояснять) ход решения задачи. Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера. Наблюдать за изменением решения задач при изменении её условия. Разрешать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка). Собирать, обобщать и представлять данные (работая в группе или самостоятельно). |
Русский язык |
Группировать n слова по заданному принципу (с общим корнем, с одинаковыми приставками или суффиксами); n найденные в тексте глаголы, записывая их в нужную колонку таблицы «I и II спряжение глаголов»; n слова по месту орфограммы; n слова по типу орфограммы. Находить n (из ряда предложенных) слова с заданными характеристиками (в том числе в дидактических играх); n в учебнике в процессе самостоятельной работы с толковым словариком значение слова, выписывать его; n основание для классификации слов (в игре «Догадайся, по какому признаку объединились в группы слова», при этом в качестве основания для группировки слов могут быть использованы различные признаки: по частям речи; для имен существительных по родам, по числам, по склонениям; для глаголов по вопросам, по временам, по спряжениям). Моделировать n (создавать, конструировать) в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями, применять данный алгоритм; n в ходе коллективной работы алгоритмы применения орфографических правил; n правила участия в диалоге (умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор). Соотносить n форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний имя существительное + имя прилагательное; n тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Объяснять n значение слова – давать развернутое его толкование. n Определяя состав слова приводить доказательства (в упражнениях и играх типа: «Докажи, что в слове … корень …», «Докажи, что в слове … нет приставки …», «Докажи, что записанные слова являются родственными»). n какое слово из ряда синонимов наиболее подходит для заполнения пропуска в предложении текста. Подбирать антонимы к заданным словам. n написания слов. n написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта. Анализировать n таблицу «Правильно изменяй формы слов», использовать ее как алгоритм при самостоятельном изменении слова; n текст, находить в тексте предложения с однородными членами; n допущенные ошибки; n и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски. Списывать деформированный текст с его параллельной корректировкой. Определять n наличие в тексте личных местоимений; n наличие изученных орфограмм в словах. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Участвовать в учебном диалоге, включаться в групповую работу, связанную с общением. Оценивать n уместность употребления слов в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями; n собственный диктант, анализировать допущенные ошибки, повторно писать диктант после проведенной работы над ошибками; n правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; n текст, находить в тексте смысловые ошибки. Составлять n собственные толковые словарики; n собственные считалки с глаголами-исключениями; n словарь слов, в которых были допущены ошибки; n план текста. Трансформировать текст, изменяя время глагола (замена в тексте всех глаголов в форме настоящего времени на глаголы в форме прошедшего или будущего времени). Классифицировать предложения по цели высказывания, находить в тексте повествовательные / побудительные / вопросительные предложения. Распространять предложения по опорным вопросам. Задавать от слова к слову смысловой вопрос. Обосновывать n написание слов («Докажи, что в слове гора пишется буква о»); n написание слов с непроверяемыми орфограммами с помощью различных опор при запоминании слов; n целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения. Создавать собственные тексты с максимальным количеством включенных в них словарных слов. Наблюдать над использованием в повседневной жизни норм речевого этикета. Сочинять письма, поздравительные открытки. Оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. |
Литературное чтение. |
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова; отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, отражать главную авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции; учебный текст: определять цель, конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (отбирать необходимые средства для получения результата, выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат выполнения задания. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения; текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Читать вслух текст с интонационным выделением знаков препинания. Выразительно читать литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста; художественное произведение (его фрагменты) по ролям. про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст. Декламировать стихотворения. Сравнивать тексты (учебный, художественный, научно-популярный): определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства. Сравнивать произведения разных жанров. Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса. Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения). Выбрать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку); объяснять назначение каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?). Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), отбирать выразительные средства языка. Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей; письменный текст (рассказ, отзыв и др.). Определять тему своего будущего письменного высказывания (о чем я бы хотел сказать); тип высказывания (текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание), отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации. Передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты), мизансцены. |
Окружающий мир. |
Описывать n климат, n особенности растительного и животного мира, n труда и быта людей разных природных зон; n описывать (реконструировать) важнейшие изученные события из истории Отечества. Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела; правила оказания первой помощи при несчастных случаях; особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли. Проводить практическую работу: находить изученные страны мира на глобусе и политической карте. Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями; природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства; изученные полезные ископаемые; съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Различать и характеризовать твердые тела, жидкости и газы; разные формы земной поверхности (на примере своей местности). Измерять температуру тела, вес и рост человека. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных зонах и обсуждать полученные сведения; (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения; (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите; в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях; формы поверхности из песка, глины или пластилина; ситуации общения с людьми разного возраста, национальности; ситуации, касающиеся отношений школьников к представителям других народов. Работать в группах по составлению режима дня; с текстом и иллюстрациями учебника: находить нужную информацию и иллюстрации о достопримечательностях Москвы, праздничных днях России. Готовить в группе рассказ по результатам экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного региона; небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации. Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы, достопримечательностей городов России; небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, Собирать материал на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города. Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях, об обычаях, праздниках народов, населяющих край; сведениями, полученными из источников массовой информации о родной стране. Раскрывать возможности средств массовой информации. |