ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №4

МЕНЮ

Психолог

12
марта
2015

***

Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили что полон.

Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили — факт, полон.

И, наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки в сосуде.

«Теперь»— обратился мудрец к ученикам,- «я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети — те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на  мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется. Поэтому, обращайте внимание, прежде всего на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых,  следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы,  для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями — только они имеют цену, все остальное — лишь песок».

***

В одной стране жил мудрец, который был всю жизнь счастливым и жизнерадостным и его никогда не видели грустным и печальным. Когда же он состарился и умирал, к нему пришёл один из учеников спросил его:
- Мы всю жизнь видели вас смеющимся, Учитель. Как вам удалось всю жизнь не грустить и печалиться?
Мудрец ответил ему так:
-Когда-то, когда я был как и ты молодым, я спросил у своего мастера об этом. Тогда было мне 17 лет, и я чувствовал себя несчастным, казалось, весь мир отвернулся от меня.
На что услышал такой ответ: "Мой друг! В молодости я, как и ты, был таким же печальным. И вдруг понял: "Это МОЙ выбор и это МОЯ жизнь!!!"
Просыпаясь с тех пор каждое утро, я спрашиваю сам себя: "Что ты выбираешь печаль или радость сегодня?"
И, как-то так получается всегда, что Я ВЫБИРАЮ РАДОСТЬ!!!

***

Когда люди ссорятся

Один раз Учитель спросил у своих учеников:
-Почему, когда люди ссорятся, они кричат?
-Потому, что теряют спокойствие, – сказал один.
- Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? – спросил Учитель. – Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?
Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов, он объяснил:
- Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем дальше отдаляются и громче кричат.
- А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? – продолжал Учитель. – Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви.
- В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов.

***

ДВА МОНАХА.

Однажды старый и молодой монах возвращались в свою обитель. Путь их пересекала река, которая из-за дождей очень сильно разлилась. На берегу стояла молодая женщина, которой также нужно было перебраться на противоположный берег, но она не могла обойтись без посторонней помощи. Обет строго-настрого запрещал монахам прикасаться к женщинам, и молодой монах демонстративно от нее отвернулся. Старый же монах подошел к женщине, взял ее на руки и перенес через реку. Весь оставшийся путь монахи хранили молчание, но у самой обители молодой монах не выдержал: "Как ты мог прикоснуться к женщине!? Ты же давал обет!" На что старый спокойно ответил: "Странно, я перенес ее и оставил на берегу реки, а ты до сих пор ее несешь"

***

Следы на песке

Христианская притча

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.

Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.

Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:

— Не ты ли говорил мне: если последую путём твоим, ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в тебе?

Господь отвечал:

— Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена я нёс тебя на руках

12
марта
2015

Уважаемые родители! У ваших детей очень важный этап в жизни – выпускные экзамены... Именно ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.

Помните, что ЕГЭ сдает ваш ребенок, поэтому оградите его от своих переживаний. Ребенку всегда передается волнение родителей.

Старайтесь оставаться в спокойной и взвешенной позиции взрослого, который видит, в чем ребенку трудно сейчас и ненавязчиво предлагает свою помощь.

Помните, что ЕГЭ – это не одномоментная акция, а длительный процесс, в ходе которого ребенок должен приобрести важные навыки самоорганизации и самообучения.

Перед экзаменом, когда обстановка вокруг накалена и ваш ребенок чувствует, что теряет самообладание, посоветуйте ему выполнить этот комплекс упражнений:

1. Так сильно, как можешь, напряги пальцы ног. Затем расслабь их.

2. Напряги и расслабь ступни ног и лодыжки.

3. Напряги и расслабь икры.

4. Напряги и расслабь колени.

5. Напряги и расслабь бедра.

6. Напряги и расслабь ягодичные мышцы.

7. Напряги и расслабь живот.

8. Расслабь спину и плечи.

9. Расслабь кисти рук.

10. Расслабь предплечья.

11. Расслабь шею.

12. Расслабь лицевые мышцы.

13. Посиди спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Если тебе покажется, что ты медленно плывешь, значит, ты полностью расслабился.

 
   

 

Поведение родителей

В экзаменационную пору основная задача родителей – создать оптимально комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.

Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.

Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) – самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".

Организация занятий

Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т.д.)! Именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать их сильные и слабые стороны, понять им свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его),     развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!

Одна из главных причин стресса перед экзаменами – ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.


Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности. В процессе работы           с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам (её можно подсмотреть в разделе "Советы выпускникам").

Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!

Питание и режим дня

Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"

Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут. Необходимо менять умственную деятельность на двигательную.

Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.

Утром, перед экзаменом, дайте ребёнку шоколадку: глюкоза стимулирует мозговую деятельность!

12
марта
2015

Приемы работы с запоминаемым материалом

  • Группировка — разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т. п.).
  • Выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы излагаемого в тексте, примеры, шифровые данные, сравнения и т. п.).
  • План — совокупность опорных пунктов.
  • Классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.
  • Структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое.
  • Схематизация (построение графических схем) — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.
  • Серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочивание в пространстве и т. д.
  • Ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности.

Во время тестирования:

                   Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся.

                   Внимательно прочитаете вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.

                   Если не знаете ответа на вопрос или не уверены, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых Вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.

                   Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми Вы обязательно справитесь.

                   Думайте только о текущем задании! Когда Вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Помните, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые Вы применили в одном, решенном Вами, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание.

                   Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи.

                  Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ №4

Психологическая подготовка к ЕГЭ

Память и приёмы запоминания.

Педагог – психолог: Красных И.Н.

Золотое правило хорошего запоминания — интеллектуальная работа с материалом. Методы активного запоминания включают в себя такую интеллектуальную  работу с текстом.

Метод ключевых слов.

Ключевое слово – это своеобразный «узел», связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить 1-2 главных (ключевых) слова и запомнить их, после чего стоит только их вспомнить – как вспомнится вся фраза. Этот метод можно применить и при запоминании больших по объему текстов, составляя цепочку ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой.

Метод повторения И. А. Корсакова

(основные принципы)

1. Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия, так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.
2. Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:

1-й день —2 повторения;

2-й день — 1 повторение;

3-й день — без повторений;

4-й день — 1 повторение;

5-й день — без повторений;

6-й день — без повторений;

7-й день — 1 повторение.

3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала.

Комплексный учебный метод

Большое количество информации можно запомнить с помощью частичного учебного метода, при котором повторяется предложение за предложением, стихотворная строка за строкой. Однако при частичном учебном методе информация дробится и вырывается из своего контекста. В отличие от этого, при комплексном учебном методе вся информация запоминается целиком, а затем как одно целое повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями воспринимаются быстрее и основательнее, а число повто­рений сокращается. Для этого разбейте большой по объему текст на разделы, объединенные одной темой. При первом воспроизведении повторяется уже выученная часть и изучается вторая. При втором — повторяются первые части и заучивается следующая и т. д.

При запоминании вы можете воспользоваться приемами зрительной памяти: для запоминания какого-либо предмета или коротких чисел вполне достаточно создать их зрительный образ. Представьте себе, что число, которое вам необходимо запомнить, написано крупным красным шрифтом на белой стене или горит неоновыми цифрами на фоне черного неба. Заставьте эту надпись мигать не менее 15 секунд в вашем воображении. Повторяя число вслух, вы еще больше облегчите его запоминание.

«Зубрёжка»

Бывает так, что какой- материал ну совершенно не идёт! В этом случае можно прибегнуть к банальной зубрёжке. Конечно, много так не выучишь, но этот способ можно применять в крайнем случае. У этого способа запоминания материала тоже есть свои правила.

Какова процедура зазубривания?

- повторить про себя или вслух то, что нужно запомнить.

- повторить через 1 секунду, через 2 секунды, через четыре секунды.

- повторить, выждав 10 минут (для запечатления)

- для перевода материала в долговременную память повторить его через 2-3 часа

- повторить через 2 дня, через 5 дней (для закрепления в долговременной памяти)

Эмоции и чувства – лучшие союзники памяти. Чем больше чувств участвует в записи следов памяти, тем проще извлечь информацию. Даниель Лапп сравнивает воспоминание с рыбалкой. Чем больше крючков мы забрасываем, тем больше рыбы можем поймать. Так и с памятью: чем больше чувств вовлечено, тем легче вспоминать информацию. Дайте простор для проявления своих особенностей к восприятию: смотрите, слушайте, трогайте, пробуйте на вкус, принюхивайтесь, двигайтесь.

Мы запоминаем лучше:

1) ту информацию, которой мы постоянно пользуемся;

 2) то, что мы воспринимаем в определенном контексте (к которому нам еще предстоит вернуться);

 3) то, что нам приятно (тут вовлечены наши эмоции, и это повышает концентрацию внимания);

 4) прерванные действия (так как их приходится возобновлять).

 При запоминании Вы можете воспользоваться приемами зрительной памяти:

 а) мысленно представим предмет, который мы хоти запомнить. "Раскрасим" его необычным цветом или представим его огромного размера, "повернем" этот предмет и посмотрим его с разных сторон. Трудно забыть этот предмет после таких действий с образом, не правда ли?

 б) визуализация в чистом виде. Для запоминания коротких чисел вполне достаточно создать их зрительный образ. Представьте себе, что число, которое Вам необходимо запомнить, написано крупным красным шрифтом на белой стене или горит неоновыми цифрами на фоне черного неба. Заставьте эту надпись мигать не менее 15 секунд в вашем воображении. Повторяя число вслух, вы еще больше облегчите его запоминание, призвав еще один канал чувственного восприятия.

12
марта
2015

ПАМЯТКА «О психологическом климате на уроке»

Благоприятный психологический климат на уроке зависит от многих и многих факторов, которые практически невозможно обозначить в небольшой памятке. В ней отмечены наиболее актуальные для учителя моменты:

  • Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока.
  • Отношение учащихся к учителю - это важнейшая составляющая психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие на восприятие учителя учащимися и на их отношение к нему.
  • Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроением.
  • Учитель должен уметь настроить себя на жизнерадостное общение с детьми.
  • Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
  • Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональные состояния отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.
  • Чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке, учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность.
  • Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний. Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися (например, с различным уровнем самооценки). Психологически важно не захваливать хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.С. Макаренко).
  • Если осуждение со стороны учителя неизбежно, оно должно соответствовать степени вины учащегося.
  • Обучение и воспитание должно строиться без наказаний и окриков (В.С. Сухомлинский).
  • Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилия в педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
  • Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку. Стремитесь к организованному началу урока.
  • Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, отметьте ее закладкой заранее, приучите дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
  • Начинайте урок энергично. Не задевайте вопрос о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
  • Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм.
  • Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.
  • Мотивируя оценки знаний, скажите ученику, над чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
  • Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытывают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке.
  • Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
  • Прекращайте урок со звонком. Напомните дежурному о его обязанностях.
  • Удерживайтесь от излишних замечаний.
  • Помните, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу. Обратитесь за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает, легче справитесь.
  • Не допускайте конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
  • Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.
12
марта
2015

Что мешает обратиться к психологу?

1. Боятся доверить личные переживания незнакомому человеку. Прежде всего, Вы может быть откровенны настолько, насколько считаете необходимым и возможным. Также как при знакомстве с новым человеком – со временем Вы можете почувствовать к психологу большее доверие. Иногда бывает, что клиент чувствует себя некомфортно при общении с психологом или психотерапевтом. Это может быть связано с тем, что клиенту не подходит манера работы психолога. Все люди индивидуальны, клиенты и психологи в том числе. В разные периоды жизни при разных ситуациях разным людям могут потребоваться различные виды психотерапии, проводимые разными специалистами. Техника работы психологов может различаться кардинально. А конфиденциальность – обязательный момент профессиональной этики психолога а психотерапевта.

2. Не верят в то, что с помощью разговора можно решить сложные проблемы. Ведь столько уже переговорено с друзьями и родственниками, столько уже передумано бессонными ночами. В том то и загвоздка, что Ваши близкие воспринимают Вас субъективно, а уж Вы – и подавно. Психолог (или психотерапевт), используя свои профессиональные знания, поможет увидеть происходящее с Вами со стороны, так, как Вы, возможно, и не подозреваете, поможет мыслить по-другому, выбраться из замкнутого круга. Если у нас ломается компьютер и не получается быстро наладить его работу – мы обращаемся к специалистам. Почему же мы так редко обращаемся к профессионалам, когда что-то «ломается» в нашей жизни?

3. Считают, что платить за консультацию психолога без гарантии результата – слишком дорого. Помощь квалифицированного специалиста стоит недешево. В любой области. А потери от несвоевременного обращения могут быть гораздо больше – как в денежном эквиваленте, так и в том, что не измеряется в деньгах – в виде потери душевного комфорта, сил, а иногда и здоровья. Причем как у Вас, так и у Ваших близких.

4. Убеждены, что к психологам обращаются только сумасшедшие. На самом деле к психологам обращаются мудрые и смелые люди, которые могут признать, что в некоторых ситуациях им может понадобиться профессиональная помощь психолога или психотерапевта, и способны за ней обратиться.

5. Думают: «У других еще большие проблемы, но они справляются с ними сами»

Если проблема мучает Вас на протяжении длительного периода времени, отнимает Ваши силы, мешает двигаться вперед, чувствовать себя свободным, заставляет двигаться по замкнутому кругу, постоянно наступая на одни и те еде грабли, а Вы не можете справиться с ней самостоятельно – возможно, стоит признать, что Вам нужна профессиональная помощь психолога. Помощь в том, чтобы самостоятельно найти способы решения проблем. Если вы действительно хотите, но не можете решить проблему, то помощь психолога будет очень кстати.

6. Считают, что им никто не сможет помочь

Как правило, в кризисной ситуации человек видит жизнь в черном цвете. Не удивительно, что длительно не находя выхода из ситуации человек может отчаяться, опустить руки и решить, что его проблемы неразрешимы. Но у каждого человека были ситуации, когда трудности, казавшиеся непреодолимыми, благополучно разрешались. Выход можно найти из любой ситуации. Возможно, Вы просто еще об этом не знаете. 

12
марта
2015

Критерий агрессивности

(схема наблюдения за ребенком)

Ребенок:

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто специально раздражает людей.
  5. Часто винит других в своих ошибках.
  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  7. Часто завистлив, мстителен.
  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его

Критерии агрессивности у ребенка

(анкета)

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
  6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
  7. Он не прочь подразнить животных.
  8. Переспорить его трудно.
  9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
  10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
  11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
  12. Часто не по возрасту ворчлив
  13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
  14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
  15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
  16. Легко ссорится, вступает в драку
  17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
  18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
  19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
  20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Ребенок глазами взрослого

(опросник)

ФИО____________________________________________________________________

Возраст________________________ Дата заполнения___________________________

Заполнил (родитель, психолог, педагог)______________________________________

________________________________________________________________________

Определите, каким образом проявляется агрессивность у ребенка и как часто наблюдается:

0 – нет проявления агрессивности

1 – проявление агрессивности наблюдается иногда

2 – часто

3 – почти всегда

4 – непрерывно

Добавьте те, которые не указаны.

Вегетативные признаки проявления агрессивности:

- краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева                                    [0 1 2 3 4],

- облизывает губы в состоянии раздражения, гнева                                         [0 1 2 3 4],

- _____________________________________________                                   [0 1 2 3 4].

Внешнее проявление агрессивности:

-          кусает губы в состоянии раздражения                                                          [0 1 2 3 4],

-          сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева                                        [0 1 2 3 4],

-          сжимает губы, кулаки, когда обижают                                                         [0 1 2 3 4],

-          тревожное напряжение разрешается гневом                                                [0 1 2 3 4],

-          ____________________________________                                                   [0 1 2 3 4]

Длительность агрессии:

-          после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 минут            [0 1 2 3 4]

-          после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 минут            [0 1 2 3 4]

-          ­_______________________________________________________             [0 1 2 3 4]

Чувствительность к помощи взрослого:

-          помощь взрослого не помогает овладевать собственной агрессией           [0 1 2 3 4]

-          помощь взрослого не помогает успокоиться                                                [0 1 2 3 4]

-          замечания в словесной форме не тормозят вербальной агрессии               [0 1 2 3 4]

-          замечания в словесной форме не тормозят проявления

     физической агрессии                                                                                       [0 1 2 3 4]

-          чувство неприязни к другим не корректируется извне                               [0 1 2 3 4]

-          ___________________________________________________                     [0 1 2 3 4]

Особенности отношения к собственной агрессии:

-          говорит, что поступил плохо, но все равно продолжает

      вести себя агрессивно                                                                                     [0 1 2 3 4]

-          не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые            [0 1 2 3 4]

-          _________________________________________________________         [0 1 2 3 4]

Недостаточность в проявлении гуманных чувств:

-          стремление делать назло другим                                                                    [0 1 2 3 4]

-          проявляет безразличие к страданиям других                                                [0 1 2 3 4]

-          стремится причинить другому страдание                                                     [0 1 2 3 4]

-          не возникает чувства вины после агрессивных действий                            [0 1 2 3 4]

-          _______________________________________________                             [0 1 2 3 4]

Реакция на новизну:

-          новизна (непривычность обстановки) не тормозит

     проявления агрессивности                                                                              [0 1 2 3 4]

-          в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные

реакции                                                                                                             [0 1 2 3 4]

-          _______________________________________________                             [0 1 2 3 4]

Реакция на ограничение:

-          яростно сопротивляется при попытке удержать его

     в состоянии гнева                                                                                            [0 1 2 3 4]

-          ______________________________________________                               [0 1 2 3 4]

Реактивность (чувствительность к агрессии других):

-          проявляет агрессивные реакции первым                                                       [0 1 2 3 4]

-          первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка               [0 1 2 3 4]

-          проявляет агрессивные реакции на действия других                                   [0 1 2 3 4]

-          толкается, когда обижают                                                                               [0 1 2 3 4]

-          бьет других детей, если его случайно толкнули                                           [0 1 2 3 4]

-          _____________________________________________                                 [0 1 2 3 4]

Чувствительность к присутствию других:

-          щиплется на глазах у всех                                                                               [0 1 2 3 4]

-          толкает свертника на глазах у всех                                                                [0 1 2 3 4]

-          ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное

        повендение                                                                                                    [0 1 2 3 4]

-          __________________________________________________                       [0 1 2 3 4]

Физическая агрессия, направленная на предмет:

-          ломает постройку на глазах у всех                                                                 [0 1 2 3 4]

-          стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку                   [0 1 2 3 4]

-          бросает предмет об стену                                                                                [0 1 2 3 4]

-          стремится бросить мяч сильнее, чем это требуется по правилам игры     [0 1 2 3 4]

-          отрывает кукле руки, ноги                                                                             [0 1 2 3 4]

-          __________________________________________________                       [0 1 2 3 4]

Физическая агрессия, направленная на животных:

-          щиплет кошку                                                                                                  [ 0 1 2 3 4]

-          выкручивает хвост кошке                                                                               [0 1 2 3 4]

-          специально наступает на лапы собаке                                                          [0 1 2 3 4]

-          _________________________________                                                         [0 1 2 3 4]

Физическая агрессия, направленная на сверстников:

-          толкает других детей в состоянии раздражения                                          [0 1 2 3 4]

-          проходя ударяет встречных                                                                           [0 1 2 3 4]

-          бьет других детей в состоянии раздражения                                               [0 1 2 3 4]

-          ударяет детей и внезапно успокаивается                                                     [0 1 2 3 4]

-          стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом)                                           [0 1 2 3 4]

-          кусает других детей в состоянии раздражения                                           [0 1 2 3 4]

-          _________________________________________                                        [0 1 2 3 4]

Агрессия, направленная на себя:

-          просит себя стукнуть еще раз                                                                       [0 1 2 3 4]

-          берет на себя вину за других                                                                        [0 1 2 3 4]

-          рвет на себе волосы                                                                                       [0 1 2 3 4]

-          щиплет себя в состоянии раздражения                                                        [0 1 2 3 4]

-          кусает себя в состоянии раздражения                                                          [0 1 2 3 4]

-          _______________________________                                                           [0 1 2 3 4]

Агрессия, направленная на взрослого:

-          бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки              [0 1 2 3 4]

-          бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает

      разбрасывать игрушки                                                                                 [0 1 2 3 4]

-          тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления

     или пресыщения                                                                                             [0 1 2 3 4]

-          в состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулаком  [0 1 2 3 4]

-          в состоянии пониженного настроения бьет родителя кулаком                 [0 1 2 3 4]

-          царапает взрослого                                                                                        [0 1 2 3 4]

-          беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи                [0 1 2 3 4]

-          бьет изо всех сил ногой бабушку                                                                 [0 1 2 3 4]

-          _____________________________________                                               [0 1 2 3 4]

Вербальная (словесная) агрессия:

-          говорит обидные слова детям                                                                        [0 1 2 3 4]

-          говорит обидные слова взрослым                                                                  [0 1 2 3 4]

-          говорит нецензурные слова детям                                                                 [0 1 2 3 4]

-          говорит нецензурные слова взрослым                                                           [0 1 2 3 4]

-          _____________________________                                                                 [0 1 2 3 4]

Агрессивность в виде угрозы (невербальная):

-          замахивается, но не ударяет другого                                                             [0 1 2 3 4]

-          пугает другого                                                                                                  [0 1 2 3 4]

-          ________________________                                                                           [0 1 2 3 4]

Агрессия разных видов и направленности:

-          агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей и пр.)                                            [0 1 2 3 4]

-          ________________________________________                                           [0 1 2 3 4]

-          _________________________________________                                         [0 1 2 3 4]

Другие проявления агрессии:

-          плюется в состоянии раздражения                                                                [0 1 2 3 4]

-          ____________________________                                                                  [0 1 2 3 4]

Сложив полученные баллы, вы определите уровень агрессивности ребенка.

Уровень 1 – от 0 до 65 баллов. Вероятнее всего, у ребенка нет опасности                                 закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических, он самостоятельно овладевает собственной агрессивностью

Уровень 2 – от 65 до 130 баллов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением.

Уровень 3 – от 130 до 195 баллов. Ребенку требуется значительная психолого- педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.

Уровень 4 – от 195 до 260 баллов. Психолого – педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияния на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.

12
марта
2015

ПРИЧИНЫ ТРЕВОЖНОСТИ

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей. Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Ребенок не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и поддержки. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Уважаемые родители, обратите внимание на то, что чаще всего тревожность у ребенка развивается тогда, когда он находится в состоянии внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1. Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;

2. Неадекватными, чаще всего завышенными тре­бованиями;

3. Противоречивыми требованиями,  которые предъявляют к ребенку родители и/или школа.

Необходимо подчеркнуть, что формирование тревожности у детей чаще всего является следствием неправильного воспитания. Так, например, родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребенка. Иногда этосвязано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить собствен­ные нереализованные мечты в своем ребенке. Завышенные требования родителей могут быть связаны и с другими причинами. Так, добив­шись высокого положения в обществе или ма­териального благополучия, родители, не желая видеть в своем чаде «неудачника», заставляют того работать или учиться сверх меры. Также нередки слу­чаи, когда родители сами являются высокотре­вожными, с заниженной самооценкой, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха. Ребенок таких родителей лишен возможности учиться на собственных ошибках.

Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чув­ствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким образом, формируется личность человека, кото­рый старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.

Некоторые родители, стремясь уберечь сво­его ребенка от любых реальных и мнимых уг­роз его жизни и безопасности, формируют тем самым у него ощущение собственной безза­щитности перед опасностями мира.  Все это отнюдь не способст­вует нормальному развитию ребенка, реализа­ции его творческих способностей и мешает его общению с взрослыми и сверстниками.

К сожалению, как показали исследования специалистов, большинство родителей тревожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Поэтому важной рекомендацией для оказания помощи тревожному ребенку является самоанализ родителями своего педагогического воздействия на ребенка и своих побудительных мотивов в общении с ним. Кроме того родителям тревожного ребенка следует быть последовательными в своих действиях. Ни в коем случае нельзя допускать семейных разногласий в вопросах воспитания. Не менее важно выработать единодушный подход к ребенку родителей и учителей.

КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ?

 Помощь тревож­ными детьми целесообразно оказывать в трех основ­ных направлениях: во-первых, по повышению самооцен­ки ребенка; во-вторых, по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; и в-третьих, по отработке навыков владения собой в ситу­ациях, травмирующих ребенка.

1. Повышение самооценки.

Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка. Проявляйте искреннюю заботу о нем, и как можно чаще давайте позитивную оценку его действиям и поступкам. Не сравнивайте личность ребенка с личностными качествами других детей, принимайте ребенка безусловно, то есть таким каков он есть. Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

2. Обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах лица, шеи и живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение – и мышечное, и эмоциональное – можно научить их выполнять релаксационные упражнения.  Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствует снятию мышечного напряжения. Если это будет делать не мед. сестра, а мама, то это будет вдвойне хорошо, так как кроме самого массажа ею будет установлен  ещё и телесный контакт с ребенком, который очень важен.

3. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Зная о трудностях ребенка, а так же в случае, если ребенок не говорит открыто о них, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через ролевую игру, или игру с солдатиками, куклами возможные сложные ситуации. Может быть, ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Важно, чтобы сюжетами для игр были «трудные» случаи из жизни ребенка. Роли следует распределять сле­дующим образом: за «трусливую» куклу го­ворит ребенок, а за «смелую» - взрослый. Затем надо поменяться ролями. Это позво­лит ребенку посмотреть на ситуацию с раз­ных точек зрения, а пережив вновь «непри­ятный» сюжет, избавиться от преследующих его негативных переживаний.

Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы. Так же с этой целью можно придумывать вместе с ребенком сказки, герои которых могут попадать в тревожащие их ситуации и находить достойный выход из них.


РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!

  • Необходимо понять и принять тревогу ребенка - он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций - приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте ("Да, это неприятно, обидно…"). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.
  • Помогайте ребенку преодолеть тревогу - создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Таким образом вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.
  • Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным - например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе - не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.
  • В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка - предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.
  • Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям - оговаривайте то, что будет происходить.
  • Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.
  • Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: "Сначала я боялась того-то ..., но потом произошло то-то и мне удалось ..."
  • Старайтесь в любой ситуации искать плюсы ("нет худа без добра"): ошибки в контрольной - это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание...
  • Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
  • Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.
  • Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.
  • У оптимистичных родителей - оптимистичные дети, а оптимизм - защита от тревожности.
  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!")
  • Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
  • Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
  • Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
  • Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
© 2024. МБОУ СШ №4 г. Выкса.