ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №4

МЕНЮ

Сборщикова К.И.,

педагог-психолог, http://www.k-sbor.ru/

Опасности и риски подросткового возраста – наркомания

            Как следует из названия статьи речь пойдет о реальных опасностях, угрожающих жизни и здоровью ребенка, по отношению к которым подростки, к сожалению, особенно уязвимы. В данном контексте не будут рассматриваться такие не слишком приятные, но все же вполне переносимые особенности протекания пубертата как серьезные (с точки зрения родителей «чудовищные») изменения внешнего облика, некоторое, порой значительное отдаление от родителей, появление новых увлечений (музыкой, спортом и т.д.), активное «тусовочное» общение со сверстниками, снижение успеваемости и интереса к учебе.

            Уязвимость подростков определяется прежде всего их промежуточным состоянием, когда крайне важно чувствовать себя взрослым, но эта позиция еще не освоена, а ребенком быть уже не хочется и потому они отказываются от привычных способов поведения, от возможности обращаться за помощью к родителям. Фактически перед лицом сложнейших задач в своей жизни (самоопределения, проверки себя, становления личности) они оказываются без почвы под ногами.

            Какие же опасности существуют?

            Наиболее, наверное, страшный ужас родителей это наркомания.

Признаки, на основании которых можно подозревать употребление наркотиков:

- резкие перепады настроения и физического состояния (например, в ярости хлопает дверью, а буквально через несколько минут уже хихикает над каждым Вашим словом; периоды безудержной активности и бессонных ночей сменяются полнейшей вялостью и сонливостью);

- неадекватность поведения (повышенная возбудимость, смешливость, бессвязная речь, нарушение координации и т.д.) без характерного алкогольного запаха;

-   возрастание расходов или даже пропажа денег, ценных вещей;

-   резкое изменение круга общения;

- появление специфического жаргона, система «шифрованного» общения со сверстниками;

- появление специфического, совершенно незнакомого вам запаха (например, очень резкого, «химического»);

- отсутствие реакции зрачка (чрезмерно расширенный зрачок или наоборот суженный «в точку», вне зависимости от изменения освещения).

            Нужно при этом помнить, что указанные признаки не являются однозначными, и, до известной степени, могут вызываться гормональной перестройкой организма и психологическими особенностями возраста. Поэтому на основании одного-двух слабовыраженных признаков нельзя подозревать употребление наркотиков. В случае сомнений всегда лучше сначала проконсультироваться у специалиста.

Что делать, если Вы уверены в наличии проблемы?

            Первое. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом. Разумнее даже обратиться к психологу, а не к врачу-наркологу. Во-первых, потому что это звучит не так пугающе для подростка. Во-вторых, в начале употребления речь не идет о физической зависимости, с которой имеет дело врач, а о психологическом неблагополучии. Конечно, нужно выбрать специалиста с опытом работы в данной области, поскольку существует определенная специфика такой работы.

            Второе. Поговорите о своих подозрениях с сыном или дочерью. Скажите, чем вызваны эти опасения, что Вы чувствуете по этому поводу, что Вы собираетесь делать в связи с этим. Не ввязывайтесь в спор, изложите свою позицию. Если подросток все отрицает, признайте, что и Вам бы хотелось, чтобы дело не касалось наркотиков

            Третье. Выработайте стратегию поведения по отношению к ребенку и к проблемам, которые возникают в связи с употреблением. Основное: не решайте за него его проблем. Если он залез в долги, предоставьте ему возможность самому их отдавать. Если у Вас пропадают деньги, держите их при себе, положите в надежное, абсолютно недоступное для него место. Если он попадает в милицию в связи с употреблением — не спешите его вызволять, позвольте прочувствовать последствия и осознать случившееся. Если вследствие употребления он пропускает школу, нарушает обещания, не прикрывайте и не оправдывайте его перед другими (учителями, родными и т.д.). Это довольно трудно, так не хочется «выносить сор из избы», выглядеть черствым родителем, но помните, на карту поставлено здоровье и даже жизнь Вашего ребенка. И только реальный негативный опыт способен его отрезвить.

Что можно сделать, чтобы избежать подобного:

            Первое. Подростковый возраст не столько создает проблемы, сколько их обнажает и обостряет. Если Вам удалось к этому времени построить отношения с ребенком, основанные на доверии, уважении и любви, если Вы знаете, что сын или дочь способны к самостоятельным и ответственным решениям, если Ваш ребенок чувствует себя достаточно хорошим, способным, нужным и ценным, вероятность употребления наркотиков снижается в десятки раз.

            Второе. Важно с самого детства создать условия для обсуждения с ребенком волнующих его вопросов и проблем. Именно обсуждения, в котором Вы уважаете точку зрения ребенка, готовы выслушать его аргументы, признать, в случае необходимости, свою неправоту. Если это удалось и вам случалось обсуждать и находить вместе подходящее решение различных проблем (отношений со сверстниками, конфликтов, столкновений интересов и т.д.), подросток скорее всего не увлечется деструктивным, саморазрушительным поведением, к которому можно смело отнести употребление наркотиков.

            Третье. Помните, что Ваша собственная жизненная позиция (а вовсе не воспитательные разговоры) является моделью для ребенка. И это не только про употребление. Хотя, если отец страдает алкоголизмом не стоит удивляться, что сын курит травку или «подсел» на сильные наркотики. Речь идет об уважении к себе и другим, которое проявляется и в близких, и в достаточно формальных отношениях, о наличии или отсутствии ценностных убеждений, определяющих Вашу жизнь, о Ваших способах справляться с трудностями и т.д.

Наркомания — не приговор, но очень серьезный повод задуматься и об отношениях в семье, и о позиции родителей по отношению к ребенку, и о том, что происходит в душе подростка, какие потребности он пытается удовлетворить таким образом.

© 2024. МБОУ СШ №4 г. Выкса.