Учебный план начального общего образования
Учебный (образовательный) план составлен на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и с учетом особенности и специфики деятельностного подхода.
Учебный (образовательный) план определяет:
- перечень образовательных областей: филология, математика, обществознание и естествознание, искусство, технология, физическая культура;
- перечень учебных курсов;
- перечень компонентов внеучебной образовательной деятельности, организованных в разных формах (клубной, студийной, секционной, кружковой, тренинговой, в общественно-полезных и социальных практиках) за пределами урочных занятий, с указанием объемов за учебный год и возрастов (годов обучения) учащихся.
- соотношение между обязательной (инвариативной) частью, формируемую в соответствии с требованиями ФГОС НОО, которая составляет 80% от общего нормативного времени, отведенного на образовательную область и вариативной частью, которая составляет 20% от общего нормативного времени, отведенного на образовательную область, которая предоставляет возможность расширения отдельных учебных курсов (дисциплин), модулей обязательной части образовательной области или добавления новых с учетом интересов и склонностей учащихся, мнений их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
- индивидуальные и групповые внеурочные занятия обучающихся;
- максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;
Учебный план состоит из двух частей: обязательной (инвариантной) и вариативной.
Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации Образовательной программы и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Каждый учебный предмет решает собственные задачи реализации содержания образования в соответствии с требованиями Стандарта.
Основные задачи реализации содержания учебных предметов:
Филология (русский язык, литературное чтение) - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Математика - развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Окружающий мир - формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Музыка, изобразительное искусство - развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Технология - формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.
Физическая культура - укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность по следующим направлениям: духовно-нравственное, патриотическое, общекультурное, спортивно-оздоровительное.Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур.
В разделе внеурочная деятельность разные виды образовательной деятельности учащихся за пределами предельно допустимой нагрузки учащихся. Эти виды деятельности организованы во второй половине дня. Данные занятия проводятся по выбору родителей и учащихся.
Продолжительность учебного года:
в 1 классе — 33 учебные недели;
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классеустанавливаются в феврале дополнительные недельные каникулы.
В 1-ом классе рекомендуется в соответствии с СанПиН 2.4.2.28-10 организовывать ступенчатый режим:
Сентябрь-октябрь -3 урока по 35 минут;
Ноябрь-декабрь -4 урока по 35 минут;
Январь-май-4 урока по 45 минут.
Учитывая новые СанПиНы, вступающие в силу с 1.09.2011года и приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 года № 889 « О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план» в 1-х классах с 1.09.2011 года вводится третий час физической культуры и увеличивается максимально допустимая недельная нагрузка до 21 часа.
I ступень
(5-ти дневная учебная неделя)
Предметные области |
Предметы |
Количество часов в неделю |
Количество часов в неделю |
Количество часов в неделю |
Количество часов в неделю |
1-е классы |
2-е классы |
3-е классы |
4-е классы |
||
Инвариантная часть учебного плана |
|
|
|||
Филология |
Русский язык |
5 |
5 |
5 |
5 |
Литературное чтение |
4 |
4 |
4 |
3 |
|
Иностранный язык |
- |
2 |
2 |
2 |
|
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
Обществознание и естествознание |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
ИЗО |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
Основы духовно-нравственной культуры народов России |
Основы религиозных культур и светской этики |
- |
- |
- |
1 |
ИТОГО |
21 |
23 |
23 |
23 |
|
Вариативная часть учебного плана |
|
|
|||
Внеурочная деятельность |
7 |
7 |
9 |
9 |
|
Всего к финансированию |
28 |
30 |
32 |
32 |